С 1 июня 2014 года в полном объеме вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещающий курение в общественных местах.
К ранее введенным запретам с 1 июня 2014 года запрещается курение табака: в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах; в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.
Кроме того с 1 июня 2014 года вышеуказанный закон запрещает розничную торговлю табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте.
Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.
До 1 июня 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» действовал запрет на розничную торговлю табачной продукцией на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
С 1 июня 2014 года также запрещена розничная торговля табачной продукцией на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ. Санкцией указанной статьи предусмотрено наказание в виде штрафа для граждан в размере от 500 до 1 500 рублей.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Федеральным законом 02.04.2014 № 61-ФЗ «О внесении изменений в статью 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 13 апреля 2014 года ужесточена административная ответственность за порчу земель. Максимальный штраф за уничтожение плодородного слоя почвы, а также за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами увеличен с двух до пяти тысяч рублей для граждан, с четырех до тридцати тысяч рублей для должностных лиц и с сорока до восьмидесяти тысяч рублей для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей штраф возрос с четырех до сорока тысяч рублей.
Максимальный штраф за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы увеличен с одной до трех тысяч рублей для граждан, с трех до десяти тысяч рублей для должностных лиц и с тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Законодателем в статье 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрены основания для ограничения прав гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 16 данного закона во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьёй 15 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдаёт гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Между тем согласно статье 21 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своём несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Порядок подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2003 № 273 «Об утверждении Правил подачи заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации».
В силу указанного постановления Правительства Российской Федерации заявление подаётся лично одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту жительства (пребывания).
Однако действующим законодательством не предусмотрена обязанность ФМС России и его территориальных органов уведомлять о принятии решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина второго родителя или иного лица, на попечении которого находится несовершеннолетний гражданин.
На практике возникает ситуация, когда о принятом территориальным органом ФМС России в соответствии с заявлением одного из родителей решении о временном ограничении выезда за пределы Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина становится известно только в пункте пропуска через Государственную границу России.
Тем самым право второго родителя на судебное разрешение возможности выезда за пределы России своевременно реализовано быть не может. Особую озабоченность вызывает ситуация с выездом за пределы страны в целях лечения или оздоровления детей.
Таким образом, планируя выезд за границу с ребёнком, в случае разлада или иных проблем в семье, целесообразно уточнять в территориальном УФМС России о наличии заявления одного из родителей, усыновителя, опекуна или попечителя несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации о несогласии на выезд пределы Российской Федерации. Это позволит в дальнейшем своевременно устранить в судебном порядке препятствие на выезд.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
В соответствии с п. 2 ст. 935 Гражданского кодекса РФ, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Согласно п. 4 указанной статьи, в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества — на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным.
Статья 421 Гражданского кодекса РФ гласит, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с настоящими Правилами.
28 июня 2012 года Пленумом Верховного суда принято постановление №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которым на страховые договоры, в том числе, ОСАГО, распространяются требования Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», в соответствии с п. 2 ст. 16 которого, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Таким образом, предъявление организацией-страховщиком требований к страхователям по обязательному заключению договоров добровольного страхования и отказ в заключении договоров ОСАГО в случае отсутствия первых ущемляют права потребителей, противоречат требованиям гражданского законодательства, в том числе, регламентирующего заключение публичных договоров (ст. 426 Гражданского кодекса РФ).
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Федеральным законом от 21.02.2014 № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ограничено избирательное право граждан, имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.
Граждане, осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, не имеют права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений – до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.
Также законом предусмотрены исключения из общего правила:
— если в соответствии с новым уголовным законом деяние, за совершение которого был осуждён гражданин, не признаётся тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничения пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу такого закона;
— если в соответствии с новым уголовным законом тяжкое преступление, за совершение которого был осуждён гражданин, признаётся особо тяжким преступлением или особо тяжкое преступление, за совершение которого был осуждён гражданин, признаётся тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.
Закон обязал указывать в избирательных документах сведения не только о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, но и о когда-либо имевшейся у него судимости.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Вступившим в законную силу с 13.04.2014 года Федеральным законом от 02.04.2014 № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об оружии» запрещена выдача лицензий на оружие гражданам, имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления, совершенные с применением оружия.
Аналогичный запрет установлен для граждан, которые совершили повторно в течение года административное правонарушение в сфере общественного порядка, порядка управления, правил охоты или незаконного оборота наркотиков. Запрет будет действовать до окончания срока, в течение которого гражданин считается подвергнутым наказанию.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 № 16-П признан неконституционным запрет на приобретение охотничьего и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, которые ранее совершали правонарушения в сфере оборота оружия. Закон не конкретизировал срок запрета и позволял рассматривать его как установленный бессрочно. Поправками в закон запрет исключен.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.2014 № 221 внесены изменения в Правила дорожного движения, которые направлены на упорядочение и повышение безопасности движения пешеходов и велосипедистов.
Уточнены термины «велосипед», «мопед», «тротуар» и «пешеход». К пешеходам приравнены лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты, иные аналогичные средства.
В Правила включены понятия «велосипедист», «велосипедная дорожка», «полоса для велосипедистов», «пешеходная дорожка», «пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)». Установлен запрет на движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов, по велосипедным и велопешеходным дорожкам.
Уточнено, что при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Скорректированы дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и к движению гужевых повозок, а также к прогону животных.
Введены новые дорожные знаки: «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)», «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением (конец велопешеходной дорожки с совмещенным движением)».
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Постановлением Правительства РФ от 20.05.2014 № 465 «О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» внесены изменение в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.
Уклонение от призыва на военную службу без законных оснований является преступлением, предусмотренным ст. 328 УК РФ, за совершение данного преступления может быть назначено наказание в виде лишение свободы на срок до 2 лет.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным принципам семейного законодательства относит приоритет семейного воспитания детей, заботу об их благосостоянии и развитии, закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В соответствии с п.2 ст.66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если супруги не достигли соглашения о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке и размере средств, подлежащих выплате на содержание детей, а также о разделе общего имущества супругов либо будет установлено, что такое соглашение достигнуто, но оно нарушает интересы детей или одного из супругов, суд разрешает указанные вопросы по существу одновременно с требованием о расторжении брака.
В случае отсутствия соглашения между супругами судом принимается решение о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей.
Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся:
— в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей;
— в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли;
— в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства;
— в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения;
— в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов –
влечет административную ответственность по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ. За указанное правонарушение на виновное лицо районной КДН и ЗП может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 3000 рублей.
Если указанные деяния совершены повторно в течение года, ответственность наступает по ч.3 ст.5.35 КоАП РФ. В этом случае на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4000 до 5000 рублей либо применен административный арест на срок до 5 суток.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
На протяжении весенне-летнего садоводы сталкиваются со множеством проблем, начиная с вопросов определения своего участка на местности и закреплена установленных границ заканчивая урожайностью плодов и вопросами хранение добытого урожая. Многие из них, ведущих свое хозяйство на территории садоводческого товарищества индивидуально, сталкиваются с необходимостью пользоваться объектами инфраструктуры садоводства.
Данные вопросы урегулированы Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» №66-ФЗ от 15.04.1998 года, с последующими изменениями и дополнениями, в том числе, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.08.2008№7-П (далее Закон).
В соответствии со статьей 1 данного Закона указано, что имущество общего пользования это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого некоммерческого объединения потребностей членов данного некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении, водоотведении, водоснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке. Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения (ст. 8 Закона). В соответствии со ст. 1 Закона садоводческое, огородническое или данное некоммерческое объединение граждан учреждается ими на добровольных началах, чтобы содействовать его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Следовательно, по самой своей сути такое объединение не может преследовать цели, связанные с получением прибыли в результате каких-либо коммерческих операций или предпринимательской деятельности. В то же время существует объективная потребность граждан, ведущих на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке пользоваться на одинаковых условиях с членами такого объединения объектами инфраструктуры и иного недвижимого имущества общего пользования. Этот юридический факт является основанием возникновения в отношении указанных объектов равных гражданских прав и обязанностей членов указанного объединения и граждан, ведущих на его территории садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. При предоставлении физическим лицам указанной категории права пользования объектам инфраструктуры и другим имуществом общего пользования необходимо заключать соответствующие договоры в письменном виде. Порядок оформления таких договоров определяется общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и отвечает соответствующим нормам гражданского законодательства. Поскольку участниками этого объединения вносятся специальные взносы (ст. 1 Закона), в том числе, для создания объектов инфраструктуры и общего пользования, один из пунктов данных договоров должен предусматривать возможность пользования указанными объектами. При заключении данного вида договора необходимо обеспечить справедливый баланс индивидуальных и коллективных интересов. Для этого необходимо включить в перечень объектов, являющихся предметом договора, все объекты, которые предназначены для обеспечения в пределах территории СНТ потребностей гражданина, ведущего садоводство в индивидуальном порядке в проходе, проезде, электроснабжении, охране, дороге, общих воротах, площадке для мусора и др., которыми он пользуется, в связи с тем что ведет свое садоводство на территории садоводческого, огороднического или данного некоммерческого объединения.
В случае отказа в заключение договора, гражданин вправе обратиться в суд с требованием к садоводческому товариществу об обязании заключить договор о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
Уголовная ответственность — это обязанность лица, совершившего преступление, понести за него неблагоприятные последствия в виде лишений или ограничений своих прав и свобод. Ограничения устанавливаются уголовным законом и реализуются в форме государственного принуждения, целями которого являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), которая соответствует Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 года и общепризнанным международным принципам.
Согласно ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются физические лица, то есть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет.
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Однако в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления к уголовной ответственности могут быть привлечены и лица, совершившие преступления в 14-летнем возрасте.
К числу преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, относятся: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабеж, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм и ряд других преступлений, указанных в ч.2 ст. 20 УК РФ.
Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает в соответствии с общими положениями Уголовного кодекса РФ, но с учетом особенностей, связанных с личностью подростка, ее несформированностью, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелостью, неумением в связи с этим в полной мере адекватно оценивать свои поступки.
К несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть применены следующие меры уголовно-правового воздействия:
а) назначение наказания (в соответствии со ст.ст. 88, 89 УК РФ);
б) освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (в соответствии со ст.ст. 90, 91 УК РФ);
в) освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч.1 ст. 92 УК РФ);
г) освобождение от наказания с помещением виновного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
Из тринадцати видов наказания, предусмотренных ст. 44 УК РФ, к несовершеннолетнему в соответствии со ст. 88 УК РФ могут быть применены только шесть: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на определенный срок. Применение каждого из указанных видов наказания к несовершеннолетним имеет свои особенности.
Так, например, штраф в размере от 1000 до 50000 рублей назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть наложено взыскание. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может быть взыскан с его родителей или иных законных представителей с их согласия (ч.2 ст.88 УК РФ).
Обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для них и исполняемых в свободное от учебы или основной работы время, продолжительностью не более двух часов в день лицами в возрасте от 15 до 16 лет (ч.3 ст. 88 УК РФ).
Исправительные работы несовершеннолетним осужденным назначаются на срок до одного года (ч.4 ст. 88 УК РФ), в то время как взрослым осужденным – на срок до двух лет (ч.1 ст. 50 УК РФ)
Наказание в виде лишения свободы несовершеннолетним осужденным может быть назначено согласно ч.6 ст. 88 УК РФ не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях.
В соответствии с ч.1 ст. 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему, кроме общих начал назначения наказания, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности его личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Согласно ч. 2 ст. 89 УК РФ и п. «б» ч.1 ст. 61 УК РФ само несовершеннолетие виновного рассматривается законодателем как смягчающее наказание обстоятельство и учитывается при назначении наказания в совокупности с другими смягчающими (ст.61 УК РФ) и отягчающими (ст. 63 УК РФ) обстоятельствами.
Определяя тот или иной вид и размер наказания, суд, прежде всего, преследует цель исправления несовершеннолетних осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений. Одной из мер, применяемых в борьбе с преступностью несовершеннолетних, законодатель предусматривает освобождение от уголовной ответственности.
К несовершеннолетним, как и к взрослым, совершившим преступления, могут применяться различные виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные главой 11 Уголовного кодекса РФ. Однако, только несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, согласно ч. 1 ст. 90 УК РФ может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Принудительные меры воспитательного воздействия не являются уголовным наказанием и не влекут судимости. Они призваны оказать на несовершеннолетнего воздействие, которое привело бы его к исправлению, недопущению с его стороны совершения новых преступлений.
В соответствии с ч.2 ст. 90 УК РФ несовершеннолетним могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Например, предупреждение и передача под надзор родителей или возложение обязанности загладить вред и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего и ограничение досуга.
Сроки применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливаются продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести; от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются в суд для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает для несовершеннолетних следующие виды освобождения от наказания. На основании ч.1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч.2 ст. 90 УК РФ.
Несмотря на сходство оснований применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч.1 ст. 90 УК РФ и ч.1 ст. 92 УК РФ, положения указанных правовых норм содержат существенные различия. Согласно ч.1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний подвергается осуждению, что отсутствует при освобождении от уголовной ответственности на основании ч.1 ст. 90 УК РФ.
Часть 2 ст. 92 УК РФ предусматривает возможность освобождения от наказания несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – это специфическая и достаточно строгая принудительная мера воспитательного воздействия. Она применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Эта мера воздействия связана с определенными ограничениями свободы передвижения, общения несовершеннолетних, необходимостью соблюдения специальных требований режима, организации воспитательного, учебного, трудового или лечебного процесса. Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть прекращено до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении.
На решение вопроса об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия влияют самые разнообразные обстоятельства, относящиеся к характеру совершенного преступления, его поведению после совершения преступления. Кроме этого, при решении вопроса о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия в порядке ст. 90 УК РФ учитываются особенности его личности, от которых в решающей степени зависит воспитательный эффект освобождения от уголовной ответственности. К ним в каждом конкретном случае следует отнести степень социализации (усвоения социальных норм поведения), уровень интеллектуального и физического развития, свойства характера и тип темперамента, специфику взаимоотношений с ближайшим окружением – родными, близкими, товарищами по учебе, друзьями и. т.п.
Таким образом, действующим уголовным законодательством предусмотрен целый комплекс мер уголовно-правового воздействия, направленных на исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин
3 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Впервые федеральным законом в действующее законодательство введено понятие фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, под которой понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Также, изменения коснулись Уголовного кодекса Российской Федерации, который дополнен статьей 322.2, в соответствии с которой фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Помощник прокурора района Д.О. Мандрыгин